среда, 24 октября 2012 г.

Подготовка к школе в детском саду. Самара.

Домашнее обучение: за и против.
Воспитатель детского сада советует.

Домашнее обучение – новая мода или возврат к старым традициям? Пользу традиционной школы оспаривают и учителя и родители.Первое сентября, звонки, парты, суровые, но справедливые учителя, лучшие друзья-одноклассники – можно ли обойтись без этих атрибутов детства?
Еще каких-то десять - пятнадцать лет назад, казалось, что нет альтернативы, школьное образование было обязательным и отвертеться от посещения классов удавалось немногим.

По своему графику учились маленькие циркачи и спортсмены, актеры и музыканты, дети дипломатов. Все остальные исправно отсиживали уроки.
В 1992 году Б.Н. Ельцин издал указ, согласно которому любой ребенок получал возможность учиться дома и сдавать экзамены экстерном. И семейное образование или хоумскулинг достаточно быстро вошло в моду.
Выбирают его самые разные люди – продвинутые веганы и йоги, глубоко религиозные противники смешанного или светского обучения, фрилансеры и вольные путешественники, родители детей с глубоко ограниченными возможностями и даже самые обычные папы и мамы, у которых с детских лет осталось глубокое отвращение к традиционной школе. Хорошо это или плохо?

Плюсы домашнего обучения
+ Дети учатся тогда когда хотят и так, как им удобно.
+ Исключено насилие со стороны педагогов и сверстников.
+ Нет необходимости соблюдать ненужные правила и ритуалы.
+ Возможность контролировать моральные, этические и религиозные воззрения ребенка.
+ Возможность жить по естественным биологическим часам.
+ Возможность изучать особые предметы – редкие языки, искусство, архитектуру и т.д. с детства.
+ Обучение проходит в щадящей домашней обстановке, снижен риск школьных травм, проблем с осанкой и зрением.
+ Индивидуальная программа помогает воспитать личность.
+ Сохраняется тесный контакт родителей и детей, исключено постороннее влияние.
+ Возможность освоить школьную программу меньше, чем за 10 лет.

Минусы домашнего обучения
- Ребенок не получает социализацию, опыт взаимодействия с «типовым» коллективом.
- Необходим постоянный контроль родителей за процессом учебы.
- Нет жесткой дисциплины, необходимости постоянной работы «от звонка до звонка».
- Не набирается опыт конфликтов со сверстниками и «старшими по званию».
- Возникают трудности с получением дипломов, поступлением в высшие учебные заведения.
- Родители не всегда в состоянии обучить точным предметам или искусствам, системному мышлению.
- Гиперопека родителей может привести к инфантилизму или эгоцентризму у ребенка.
- Житейская неопытность станет помехой при начале самостоятельной жизни.
- Навязывание нетрадиционных взглядов, жизненных и религиозных ценностей ограничивает ребенка.
- Ребенок привыкает к образу «белой вороны», «не такого как все».

Классная комната
Необходимость домашнего обучения обуславливается несколькими факторами – образом жизни родителей и особенностями ребенка.
Семье из мегаполиса, в которой и папа, и мама работают в офисах «с девяти до пяти», практически невозможно, да и бессмысленно переводить ребенка на экстернат – нанять ему педагога по всем предметам достаточно сложно.
Для такой формы учебы нужен взрослый, который сможет выделять хотя бы несколько часов в день для занятий с ребенком, контакта с образовательным учреждением и контроля самостоятельных уроков.

Домашнее обучение – оптимальный вариант для семей, которые вынуждены много путешествовать, переезжать из города в город, жить за границей, в небольших удаленных поселках вдали от приличных школ.
Индивидуальные занятия или неполное посещение школы необходимы тяжелобольным детям, при некоторых особенностях развития (аутизм, СДВГ) или ограниченных возможностях, усыновленным детям с тяжелой педагогической запущенностью.
Временное домашнее обучение (на один учебный год) - часть реабилитации после тяжелых стрессов и психотравм, опасных заболеваний и т.д. В некоторых ситуациях на экстернат имеет смысл переводить одаренного ребенка с аутичными чертами личности. Индивидуальное обучение вряд ли подходит общительным, активным экстравертам, а также безынициативным, ленивым и неспособным к самодисциплине малышам.

Формы домашнего обучения
Анскулинг – отказ от школы и школьной программы вообще. Приверженцы анскулинга считают, что лучше знают, чему и как учить своих детей, сомневаются в необходимости среднего образования, ЕГЭ и т.д. Фатальное следствие анскулинга – к 16-17 годам ребенок уже не сможет освоить знания, необходимые для поступления в ВУЗ и приобретения сколь-нибудь сложной профессии. В России анскулинг формально запрещен.

Собственно домашнее обучение – индивидуальные занятия со школьными педагогами на дому, сдача контрольных, экзаменов и т.д. Оформляется по медицинской справке при невозможности посещать школу.

Частичное домашнее обучение – посещение нескольких уроков в день или в неделю. Часть инклюзивного образования для детей с особыми потребностями. Оформляется по медицинской справке.

Экстернат – самостоятельное обучение на дому со сдачей экзаменов и контрольных, без посещения школы. Оформляется по договоренности у руководства школой.

Дистанционное образование – обучение через Интернет, контакт с преподавателями по скайпу или на форумах, выполнение домашних заданий и контрольных в режиме он-лайн. Оформляется у руководства школой.

Массовая школа не зря называется «массовой», она рассчитана на усредненное большинство детей, домашнее обучение предполагает индивидуальный подход. Что лучше для вашего ребенка – решать только вам!
http://www.domashniy.ru/