пятница, 5 июля 2013 г.

Привыкание к детскому саду.

Детский сад в Самаре. Мнение психолога.

На первый взгляд, все просто. Привели, оставили. Конечно, сначала ребенок там плачет, но потом привыкает.
Но почему он плачет? В совершенно незнакомом месте совершенно неизвестная тетя усиленно завлекает его всякими "интересностями", спешно уводя от родителей.

Происходящее непонятно, страшно, ведь родители столько раз говорили, что нельзя доверять посторонним. Не искажаются ли в этот момент детские представления о том, что опасно и что нет?


Не могу забыть одного мальчика. Уже шла его вторая детсадовская неделя, а он сопротивлялся отчаянно, как в первый день: вырываясь из рук воспитательницы, даже укусил ее. "Дома он другой, - вздыхала мать, - спокойный, послушный". Этот мальчик до последнего отстаивал свое право быть с матерью. Увы, его сопротивление все равно сломят, и следующее насилие над своей волей он перенесет уже более покорно.

В психологии есть понятие: "ситуация вытесненного действия". Это когда бороться бесполезно: бьешься, бьешься, но все безрезультатно. И человек опускает руки: если задача невыполнима, нет смысла тратить силы. В следующий раз он будет бороться уже с меньшей надеждой, с меньшей верой в себя.

Сильнейший стресс, забирая все силы ребенка, вредит здоровью. Дома, случается, вся семья температурит, а ему - хоть бы что. В садике же любой сквозняк способен "пробить" ослабленный стрессом иммунитет.

Американские психологи считают: до полутора лет мать нужна малышу 24 часа в сутки, до трех - она может ненадолго выходить в другую комнату, с трех до семи лет - работать вне дома четыре часа, и только после семи детских лет - полный рабочий день.

Вхождение в детсад - очень резкое изменение жизни. И, конечно, вдумчивые родители к этому готовятся заранее. Дома придерживаются садовского режима дня, рассказывают, как живут дети в садике, идут туда "в гости" (лучше - несколько раз). Оставлять ребенка в детском саду можно лишь тогда, когда ему там понравится.
Не всегда есть возможность выбрать детсад и группу, но страх ребенка перед новой жизнью будет меньше, если сами родители не боятся грядущих перемен (или не показывают свой опасения). И лучше отдавать ребенка в уже набранную группу:' воспитатели в этом случае к присутствию родителей отнесутся спокойнее.

Мы с дочкой целую неделю сидели в группе по часу-полтора. Когда она стала сама ждать "похода к детям", я попросила дедушку пойти с ней в сад и ненадолго оставить ее там одну (с мамой расстаться труднее). Был рев, но не душераздирающий, и недолго.
Но вскоре пришлось переводить дочь в другой детсад. В первый день я твердо пообещала, что дед заберет ее сразу после обеда.

Что подтолкнуло меня примчаться домой днем, не знаю. Дочки дома не было. "Она так спокойно себя вела, что мы с воспитательницей решили оставить ее в группе на дневной сон", - радостно сообщил дед. В саду безутешный дочкин рев был слышен уже в раздевалке. После этого ЧП у девочки возник страх перед дневным сном, что очень затруднило переход на полный детсадовский день.

Конечно, мягкое вхождение ребенка в детсадовскую жизнь требует и сил, и свободного времени. Но ведь именно оно - нормально. Патология, отклонение от нормы - то, что происходит обычно. Когда речь заходит о насилии над личностью, обычно подразумевают преступления, войны, политический и идеологический диктат.

Но корни этих, всем заметных явлений надо искать в том подавлении личности, которое отравляет нашу жизнь буквально с самого ее начала.
"Общая гозета" №5 за 3-9 февраля 2000 г.