четверг, 24 декабря 2015 г.

Помнить всё

Развитие и тренировка памяти ребенка
Мозг человека имеет такую полезную способность, как адаптация к окружающей среде. Такое явление называется нейропластичностью. У детей она развита особенно хорошо, поэтому долг родителей активно поддерживать ее и развивать с самого рождения крохи.
Для этого необходимо постоянно учится чему-то новому, и соблюдать режим дня, который будет только этому способствовать. Выбирая для ребенка то или иное занятие, следует действовать по принципу: новое-сложное-интересное. Именно поэтому не всегда бывают оправданы всеми любимые кружки, где занимаются только одной деятельностью. Однако не обязательно нагружать ребенка дополнительными занятиями для органичного развития. Можно просто последовать нашим советам и методам, которые легко выполнять в домашних условиях.
 
Образ жизни
  • Физическая активность. Для того, чтобы повысить работоспособность мозга, необходимо помнить о физической активности. Врачи давно говорят о том, что упражнения способствуют поступлению кислорода в мозг, что подталкивает его клетки работать эффективнее. Так мозг сможет быстрее обрабатывать и запоминать увиденную или услышанную информацию.
  • Сон. Ко всему, надо обеспечить ребенку здоровый и крепкий сон, который поможет восстановить силы, после физической и умственной работы. Если ребенок не высыпается или чувствует себя уставшим, то его внимание притупляется, как и память.
  • Питание. Оно также играет не последнюю роль в подпитке серых клеток. В рационе малыша, для поддержания и развития памяти, всегда должны присутствовать такие продукты как: орехи, жирная морская рыба, клюква, черника, продукты из цельного зерна, помидоры, свекла, шпинат, курица, листовые овощи. Если говорить о быстрой подпитке мозга, тогда стоит обратить внимание на фрукты, шоколад(горький) или мед. Только не стоит злоупотреблять быстродействующими продуктами, во всем нужна мера.

В режиме дня ребенка всегда должны быть игры, физические упражнения и чтение художественных произведений. Все это способствует активному развитию разных видов памяти - двигательной, словесной, образной, эмоциональной.
Упражнения
Выстроив правильный образ жизни и рацион малыша, не следует думать, что он сразу станет схватывать всю нужную информацию на лету. Упражнения для развития памяти и внимания еще никто не отменял, даже для детей до 1 года. А поскольку память и внимание в разных возрастах работает по-разному, то мы решили привести примеры сразу для нескольких возрастных категорий. 
 
До 1 года:
В первый год жизни крохи, для развития и тренировки его памяти, следует использовать все возможности его организма: обоняние, осязание и т. д.
 
«Что это?»:
Всегда, когда оказываетесь в новом месте (на улице, в гостях или иных помещениях), обращайте внимание малыша на новые и интересные объекты. Хотя дети всегда вертят головой по сторонам, именно вам следует указывать на определенные предметы, чтобы он учился акцентировать внимание на чем-то определенном. В этом возрасте малышу необходимо дать понять, что это за предмет или животное, как он звучит, какой он по текстуре, как двигается.
Например: «Это коровка, она любит есть травку и постоянно мычит, вот так – мууу!»
 
«Поиск»:
Для развития внимания, существует легкое упражнение, которое часто родители принимают за обычную игру: кладете перед ребенком игрушку или несколько (все зависит от уровня развития ребенка на данном этапе), затем накрываете ее платочком или прячьте за спину. Потом спрашиваете малыша, где кошечка (собачка, мишка…)?

«Запомни и покажи»:
Поставьте перед ребенком уточку и скажите, что «это уточка». Затем достаньте куклу и также проговорите это вслух. Затем спросите : «Покажи, где уточка?». После чего ребенок должен показать на правильную игрушку. Не переживайте, если он сначала будет ошибаться. В таком случае, повторите с теми же игрушками данное упражнение на следующий день. По мере развития, можно усложнять, добавляя игрушки.

«Где наши пальчики?»:
«Пальчиковые» игры или даже специальная зарядка, хорошо подходят для детей около года. Знаменитые ручные игры со словами («Сорока-ворона», «Ехали — ехали») послужат веселым упражнением по развитию памяти.
Также можно и поступать с импровизированной зарядкой. Обычно дети еще не очень уверенно держатся на ногах в этом возрасте, поэтому упражнения должны быть связаны с ручками. Слова можно выбрать, как произвольные, так и определенной направленности. Возможно, вы захотите, таким способом, обогатить словарный запас ребенка.

От 1 года до 3 лет:
Примерно с года у ребенка происходит развитие нервной системы, благодаря чему увеличивается объем памяти и качество запоминания. После года также следует использовать гимнастические упражнения, чтобы запоминать стишки или песенки.

После 2-х лет:
Стартует период механического запоминания. Ребенок уже готов к тому, чтобы запоминать и воспринимать более сложные слова. Он будет впитывать как губка, поэтому стоит быть осторожнее со словами и фразами, которые вы произносите в его присутствии.

«Что? Где? Когда?»:
Обсуждайте с ребенком все, что происходит вокруг: где были, что делали, где сидели, что ели, кого видели, с кем общались, во что играли. Ребенок должен научится анализировать, а не просто получать информацию.

«Правильный вариант»:
Положите перед малышом несколько предметов (игрушек), попросите отвернуться, затем уберите игрушку или поменяйте их местами. Малыш должен понять, чего не хватает или в каком порядке они лежали.

«Полезные мелочи»:
В этом возрасте детям интересны книжки-картинки или же книги со сказками (которые мама читает) и красивыми большими иллюстрациями. Рассматривая и читая ребенку такие книжки, обращайте внимание на детали. После прочтения спросите «Кто главный герой?», «Как его зовут?». Так вы приучите ребенка быть внимательней и вдумчивее, что поможет в будущем автоматически замечать важные мелочи. После прочтения стишков или услышанных песенок, поясняйте смысл новых слов.

«Волшебный мешочек»:
Это упражнение рассчитано на развитие тактильной памяти. В мешочек положите различные предметы (можно геометрические фигуры). Затем просите малыша опустить руку в мешочек, попросите определить на ощупь выбранную им фигуру, пусть он ее назовет, а затем вытащит.

От 3 лет до 6 лет:
В это время малыш впитывает информацию даже с большей активностью, чем раньше. Он уже может поставить перед собой задачу что-то запомнить. Однако без помощи ему не обойтись. К тому же, не редко бывает, что включается воображение, поэтому реальность и выдуманные моменты иногда переплетаются. Поэтому не стоит ругать кроху, если стихотворение из его уст приобретет иной смысл. Кстати, в этом возрасте советуют начинать изучение иностранного языка. Постарайтесь сделать процесс обучения веселым и необычным. Главное, чтобы были сильные эмоции и интерес, иначе информация может не отложиться или запомниться, но ненадолго. Сейчас у детей начинает развиваться ассоциативное мышление.

Для младших школьников 6+:
В этом возрасте дети уже сознательно могут выбрать удобный для них способ запоминания. Ребенок уже может выстроить более конкретную ассоциацию, «нарисовав в уме» красочную объемную картинку, с которой будет связан данный факт. Рифма также помогает механически запомнить материал, по подобию заучивания стихотворений. Повторяющиеся звуки и слоги помогают легко запомнить сложные факты и цифры. Для запоминания «глубоких» материалов, необходимо сосредоточиться на смысле основной идеи – запомнить теми словами, которые будут понятны. Заучивать иностранные слова будет легче, если малыш будет запоминать их по буквам, а не по звучанию, хотя последнее не должно от этого пострадать.