Oткуда берется и надо ли с ним бороться.
Встал на ножки – и снова опустился на четвереньки, начал пить из кружки – опять потребовал бутылочку, бойко лопотал – вдруг замолчал и перешел на язык жестов… Возврат малыша к «старым привычкам» тревожит родителей. Почему прогресс сменяется регрессом и что делать, если после двух уверенных шагов вперед кроха отступает назад?Первые 3–4 года жизни малыш активно развивается и приобретает
необходимые человеку знания и умения. Самое большое их количество кроха
осваивает в первый год: в 2–3 месяца учится держать головку и улыбаться,
в 3–6 – переворачиваться и удерживать игрушки, в 6–9 – сидеть и играть в
«ку-ку», в 9–18 – ходить, говорить и подражать взрослым. Если сроки
формирования навыка не укладываются в эти интервалы, их расценивают как
остановки развития. Такие задержки можно связать с индивидуальными
особенностями развития ребенка или с воздействием на детский организм
внешних факторов или болезней.
Задержка по плану.
Часто бывает, что остановка не экстренная, а плановая, связанная с
«личной программой» роста малыша. Это – вариант нормы. Развитие крохи
может иметь скачкообразный характер, который будет проявляться в том
числе и в скорости приобретения новых навыков. Родители уже заметили,
что ребенок может делать больше (ходить, а не ползать, засыпать без
пустышки и т. п.), но почему-то не делает, и это вызывает у них тревогу.
Между тем причина проста: психологически малыш еще «не дозрел», не
свыкся с новым умением настолько, чтобы активно его использовать, и
потому предпочитает оставаться в своей зоне комфорта. К примеру, чтобы
научиться уверенно ходить, требуется не только много физических сил, но и
большое терпение, а его у годовика совсем немного! К тому же порой до
желаемой цели – упавшей игрушки или папиного мобильника – легче,
быстрее и безопаснее добраться привычным способом, на четвереньках. Как
таковой задержки развития здесь нет, в положенный срок кроха встанет на
ножки и пойдет. Успокойтесь и не гонитесь за очередными достижениями
своего чада – иногда чрезмерная родительская внимательность и завышенные
ожидания могут оказать ему медвежью услугу.
Уважительные причины регресса.
2) Неправильное питание
Другое дело, когда ребенок уже преодолел новую ступеньку в своем
развитии и вдруг резко сдал назад. Допустим, малыш активно начинал
самостоятельно садиться, но после инфекционной диареи с госпитализацией
как будто все забыл. Почему так происходит?
Влиянию негативных факторов, которые могут привести к подобной ситуации, особенно подвержены детки раннего возраста. Психомоторное развитие малыша в первые три года жизни происходит с космической скоростью: он осваивает различные навыки (сначала умение держать головку, потом переворачиваться, садиться, ходить, есть ложечкой и пить из чашки, самостоятельно засыпать, пользоваться горшком, одеваться), у него формируется речь, а затем и мышление. Нагрузка на маленький организм при этом огромная, и любые, казалось бы, незначительные, обстоятельства или действия могут притормозить или нарушить выработку только-только приобретенных условных рефлексов и навыков, и они до конца не закрепятся.
Замедлить развитие малыша могут:
1) Различные заболевания
Влиянию негативных факторов, которые могут привести к подобной ситуации, особенно подвержены детки раннего возраста. Психомоторное развитие малыша в первые три года жизни происходит с космической скоростью: он осваивает различные навыки (сначала умение держать головку, потом переворачиваться, садиться, ходить, есть ложечкой и пить из чашки, самостоятельно засыпать, пользоваться горшком, одеваться), у него формируется речь, а затем и мышление. Нагрузка на маленький организм при этом огромная, и любые, казалось бы, незначительные, обстоятельства или действия могут притормозить или нарушить выработку только-только приобретенных условных рефлексов и навыков, и они до конца не закрепятся.
Замедлить развитие малыша могут:
1) Различные заболевания
- Инфекционные болезни (ОРВИ, кишечные инфекции, ветряная оспа, скарлатина и проч.);
- Тяжелые инфекции мочевых путей;
- Выраженные анемии;
- Дистрофия или ожирение;
- Острые травмы.
2) Неправильное питание
- Недоедание (например, из-за нехватки материнского молока или грубых ошибок в расчете суточного количества смеси и/или прикорма);
- Длительная несбалансированная диета при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (непереносимость лактазы, глютена) или при пищевой аллергии;
- Дефицит или нарушение соотношения в рационе белков, жиров, углеводов, витаминов.
3) Сильные эмоциональные переживания
Как правило, они провоцируют «пробуксовку» в развитии в более позднем
возрасте (это могут быть расстройства речи, моторные или
эмоционально-волевые нарушения) и обычно связаны:
- С недостатком внимания, общения и любви, получаемых в первую очередь от мамы (слишком ранний выход на работу, отсутствие теплых отношений и особенно телесного контакта с ребенком, обеспечение лишь материальных потребностей малыша и т. п.);
- С сильными стрессами (сопряженными, например, с появлением в семье второго ребенка и сопутствующими переживаниями старшего, появлением новой няни, адаптацией в детском саду, разводом родителей, утратой одного из них и проч.);
- С умственными перегрузками, которые часто являются побочным эффектом слишком интенсивного раннего детского развития (так называемый «информационный невроз»);
- С неблагоприятным микроклиматом в семье (ссоры между родственниками/родителями, скрытые или явные конфликты).
Что делать, если у вашего ребенка произошла такая «пробуксовка»?
- Не паниковать, а убедиться, что регрессивные проявления устойчивы и регулярны (например, после устоявшегося режима «сухого» ночного сна малыш не просто единожды напустил в штанишки в детском саду, а раз за разом продолжает писаться в кровати дома).
- Навестить педиатра и проверить здоровье. После перенесенных инфекций стараться обеспечивать ему облегченный режим дня, активные прогулки и комфортные условия дома. Устраивайте профилактику заболеваний (в первую очередь ОРВИ и кишечных инфекций): ограничьте посещения общественных мест, а также соблюдайте правила гигиены в быту и при приготовлении пищи.
- Отправиться на консультацию к диетологу и исправить недочеты детского рациона.
- Проанализировать ситуацию. «Откат» назад должен стать для вас звоночком: обратите особое внимание на психологическое состояние ребенка, попробуйте выявить причины его неудовлетворенности, тревожности, раздражительности или застенчивости. Поразмышляйте, не менялась ли в худшую сторону внутрисемейная ситуация? Какие внешние факторы могут провоцировать лишний стресс для малыша? В конце концов, может быть, ему просто нужно больше вашего внимания?