пятница, 15 апреля 2016 г.

Что такое сказкотерапия?

Сказкотерапия – это один из психологических методов, а также один из способов передачи опыта и знаний о духовной сущности человека, о социальной его реализации. Но не стоит забывать, что наряду с психологией в сказкотерапии присутствует и педагогическая нотка. Именно поэтому мы называем сказкотерапию воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. По сути, сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом.
Все мы понимаем, что первоначально все знания передавались устно, то есть посредством легенд, былин, мифов, и, конечно, сказок. Сказки присутствуют у всех народов: есть сказки русские, есть казахские, есть английские или французские… Есть восточные, есть европейские… Но сказка – это еще не сказкотерапия. Хотя безусловно – это ее основа.
Метод сказкотерапии направлен на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем, в первую очередь, ребёнка. Чаще всего сказкотерапия применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми.
Несмотря на расхожее мнение, сказкотерапия адресована не только детям, причем, дошкольного возраста. Возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ. Сказкой можно лечить и детей, и подростков, и даже взрослых. Но нам, на данном этапе, наиболее интересно действие сказки на наших малышей. Поэтому этому в нашем уголке отводится центральное место.
Как говорит одна из известных сказкотерапевтов: «Сказкотерапию можно назвать “детским” методом потому, что она обращена к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека».

Сказки «по размеру».

Необходимо помнить, что сказка сказке рознь… и начинать рассказывать сказки нужно соответственно возрасту. В противном случае пользы от сказки не будет – психика ребенка просто откажется переваривать и усваивать сказку «не по размеру».

Сказки до 2,5 лет.

Например, в два года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Это возраст, когда детки, подобно обезьянкам, с удовольствием подражают движениям и звукам, как Вашим, так и приписываемым сказочным персонажам. Воспользуйтесь этим и превратите чтение сказки в занятие…. Читайте вместе.
В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Хорошо этот прием отражен в таких сказках как Репка:
«Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошёл дед репку рвать.
Тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут… и т.д.»
Хорошо отражен этот прием в сказках «Колобок», «Курочка ряба», «Теремок».
Подобный прием, построение речи помогает маленькому ребенку лучше запомнить сюжет. Психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках. Очень хорошо, когда действие, совершаемое в сказке, разыгрывается родителями с помощью кукол.

Сказки для 2,5 - 5 лет.

Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. В этом возрасте мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. К таким сказкам можно отнести сказки Г.Х. Андерсена, Ш. Пьеро, Братьев Гримм и другие замечательные сказки. Есть даже целая книга, которая так и называется «Книга Волшебных Сказок».
Однако, читать и рассказывать сказки нужно аккуратно, поскольку именно то, что дите начинает фантазировать может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок. Читая сказки, будьте внимательны, обращайте внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет Вам вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его психическое развитие. Сказка и ее восприятие должны способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, приносить пользу, но никак не пугать его.

Сказки для 5 лет и старше.

Ребенок растет, развивается. Детям старше пяти лет можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. К этому возрасту Вам уже станет понятен круг детских интересов, и Вы без труда сможете подобрать ему литературу. Конечно, эти сказки должны развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Перед тем, как предложить прочитать сказку ребенку обязательно перелистайте ее сами. Обратите внимание, на что стоит обратить внимание малыша, чему его эта сказка научит.
Помимо того, что вы читаете сказки вместе, нужно просить ребенка самого сочинять сказки. Это хорошо развивает воображение, творческое начало, а также поможет Вам наблюдать проблемы и желания своего ребенка. Ребенок может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность.
А еще хотелось бы заметить, что даже если ребёнок уже научился читать, то не стоит прекращать читать ему сказки. Было замечательно, если в Вашей семье завели традицию – читать и рассказывать сказки вслух. Такая традиция дает очень много и малышу, и взрослому, поскольку помогает сблизиться душой. В простой детской сказке содержится всё самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.