понедельник, 25 апреля 2016 г.

Прогулки на свежем воздухе

  

 Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
     На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
     Прогулка - обязательный  элемент режима дня.
Основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспечении
-активной,
-содержательной,
-разнообразной,
-интересной для детей деятельности.  

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.  Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до двух-трех часов в день. Проводится прогулка  два раза в день (в первую  и вторую половину дня), а летом  вся жизнь детей переносится на открытый воздух (за исключением сна и приема пищи). Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.
Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи:
-Оздоровление детей.
-Физическое развитие.
-Развитие самостоятельности.
-Расширение кругозора.
-Ознакомление с окружающим миром.
-Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.
     В целях успешной реализации вышеперечисленных задач необходимо тщательное перспективное планирование этого режимного момента. При планировании прогулки воспитатель должен учитывать множество разнообразных факторов:
-погодные условия;
-возраст и контингент детей;
-наличие инвентаря и соответствующего оборудования;
 -предыдущие занятия в группе и многое другое.

Разновидности прогулок:
Прогулки делятся на несколько видов:
  • Типовая — максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).
  • Комбинированная:
- целевая прогулка и свободная деятельность.
  • Прогулка – экскурсия - поход.
  • Спортивные эстафеты.
Во время прогулки педагог способствует развитию у детей:
-элементарных естественно - научных представлений о физических свойствах окружающего мира;
-формированию географических представлений (в соответствии с возрастными возможностями);
-формированию экологической культуры;
-эмоционально положительного отношения к живой и неживой природе.

Прогулка должна дать ребенку разрядку, снять напряжение после статических, сосредоточенных занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что обеспечивает соответствующий эмоциональный тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.
Пребывание детей на свежем воздухе способствует:
- укреплению здоровья;
-закаливанию организма;
-развитию двигательной деятельности;
-развитию познавательной деятельности.
Время проведения прогулки определено в программах (по которым работают учреждения) и его объем  зависит от возраста  детей.
При организации прогулки большую роль играет наличие и состояние участков каждой группы, их планировка и благоустроенность.

Структура прогулки
Структуру прогулки условно можно представить следующим образом:
-наблюдение,
-трудовая деятельность детей;
-подвижные игры;
-индивидуальная работа  с детьми;
 -самостоятельная деятельность детей

Наблюдения на прогулке: 
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) в первую очередь наблюдениям за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Важно закреплять представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Предпочтительно планировать наблюдения на прогулке по дням недели.
Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.
     Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада.
Наблюдение развивает пытливость, любознательность. Воспитатель поддерживает интерес детей к приметам времени года, задает вопросы, которые направляют внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Полученные наблюдения можно закрепить последующими зарисовками, составлением рассказов.
    На летней, весенней, зимней, осенней прогулке педагог периодически обращает внимание детей на цветовую гамму окружающих детский сад деревьев.
Использование стихотворений на определенную тему при наблюдениях и рассматривания помогает усилить впечатления детей от осенней прогулки.
Стихи о природе, загадки, народные приметы и пословицы — все эти нехитрые словесные приемы позволяют сделать прогулку более эмоциональной, направить наблюдение детей в нужное русло.

Самостоятельная деятельность:
На прогулке дети находятся в тесном контакте с природой, они приспосабливаются к условиям сезона и погоды, что существенно влияет на содержание игр детей. Зимой преобладают физкультурные упражнения (катание на ледяной дорожке, на санках, на горке); конструктивные игры.