Основные причины детских страхов:
Конкретный случай, пугающий ребенка (например: укусила собака). Данные страхи быстрее и эффективнее корректируются. В этом случае не всегда развивается стойкий, заметный страх для окружающих. Так, как это во многом зависит от индивидуальных особенностей характера ребенка (медленная переключаемость внимания, мнительность, низкая самооценка, пессимизм и т. д.).Внушенные страхи. Как правило, их источником являются взрослые (родители, родственники, учителя). Они бывают непроизвольно, а иногда и с бурными эмоциями, предостерегают ребенка от опасности. При этом, взрослые не обращают внимания на то, что его напугало больше: опасность или реакция на нее взрослого. В итоге ребенку не понятна данная ситуация, но он уже чувствует тревогу. Таким образом, у него возникает страх, который может зафиксироваться и распространиться на дальнейшее поведение в подобных ситуациях. Как правило, такие страхи закрепляются на всю жизнь.
Детская фантазия. Бывают случаи, когда ребенок воображает себе предмет страха. Например, в детском возрасте многие боялись темноты, где оживали монстры и призраки. Но каждый ребенок по-своему реагирует на такие вымыслы. Одни сразу их забывают, а у других это может привести к непоправимым последствиям.
Внутрисемейные конфликты. Иногда ребенок боится оказаться причиной конфликтов между родителями или чувствует себя виноватым в сложившихся ситуациях.
Взаимоотношения со сверстниками. Когда школьный коллектив не принимает ребенка, постоянно конфликтует с ним, тогда у него пропадает интерес к школе, появляется страх быть униженным. Причиной появления страха могут быть и сами дети. Например, один ребенок может запугивать другого разными страшными историями.
Неправильное воспитание и деструктивное отношение к ребенку. Детские страхи могут возникнуть как при недостатке внимания родителей (гипоопека), так и при излишней внимательности (гиперопека), а также при жестоком отношении к ребенку.
Наличие невроза. Это психологическое расстройство должны диагностировать и лечить медицинские работники. Невроз проявляется через те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка. А также очень сильное проявление и переживание страхов. На патологический страх указывают его крайние способы выражения (например: ужас, эмоциональный шок, потрясения) или затяжное течение, непроизвольность, полное отсутствие контроля со стороны.
Начальным этапом коррекции является диагностика. Она может проводиться в качестве беседы. При этом хорошо использовать проективные методики (например рисуночные тесты) для детей, т. к. они наиболее полно отражают внутренний мир ребенка, а также его настроение на данный момент времени.
Для эффективного преодоления страхов у детей можно использовать различные направления психокоррекции:
Арт-терапия — метод психотерапии, в котором для лечения и психокоррекции используются творчество и художественные приемы (игра, рисование, музыка, фотография, лепка, кинофильмы, книги, создание историй, актерское мастерство, и многое другое).
Видами арт-терапии являются: рисование, библиотерапия (в том числе сказкотерапия), куклотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, драматерапия, песочная терапия и др. В коррекционной работе также успешно применяется совокупность различных методик. Этот комплексный подход называется арт-синтезтерапии. Он объединяет разнообразные методики в единое целое, так как многие виды искусства легко сочетаются (например, игротерапия и оригами, театр и драматургия, риторика и стихосложение).
Количество видов и методик в наше время постоянно увеличивается. Также популярным направлением психокоррекции детских страхов является зоотерапия. Учеными было доказано, что общение ребенка с животными (кошка, собака, лошадь и др.) способствует снижению артериального давления, усталости и стресса. Также присутствует лечебный эффект при психологических травмах и воспалительных процессах.
Одним из направлений психокоррекции является и садовая терапия. Используются растения и садоводство как инструмент для улучшения социального, психологического и физического благосостояния детей и взрослых. Практический опыт американских терапевтов доказывает, что занятия садоводством самым положительным образом влияют на детей, в силу различного рода отклонений испытывающих трудности с учебой. При этом расширяется их бытовой и социальный опыт, дети приобретают полезные практические навыки для жизни.
Таким образом, системный подход в психотерапии детских страхов — один из наиболее эффективных методов. Использование одного или несколько методов в коррекции детских страхов уже принесут пользу ребенку — помощь в легком прохождении возрастной обусловленности страхов и переключении к активной деятельности. Так, как легче предупредить развитие патологических страхов в детском возрасте, чем лечить фобии и навязчивые состояния у взрослых.