воскресенье, 6 декабря 2015 г.

Как научить ребенка любить читать

Умение читать и любовь к чтению – понятия, далеко стоящие друг от друга. Современные российские дети учатся читать даже раньше своих сверстников века прошлого, но книг читают меньше. И многие, уже в школе, делают это по принуждению. А, может быть, чтение книг не для учения, а для себя, действительно, не так уж и нужно в наше время телевидения и интернета?

В чем фишка?
Действительно, сегодня есть родители, которые искренне не понимают, зачем современному человеку читать для удовольствия. Наш мир стал весьма утилитарен и практичен, и для многих «уметь читать» достаточно, а «любить читать» - необязательно. Сегодня ведь полно и других удовольствий, кроме книг. Зачем читать? А, вот зачем:
Читая, человек строит, создает свой индивидуальный мир, из суеты действительности возвращаясь в него, то есть - к себе. Человек читающий чувствует, размышляет, с его внутренним миром что-то происходит. Ничто так, как чтение не развивает воображение и интеллект.
Малыш читает буквы или слушает мамин голос, читающий сказку, а представляет образы, которые создает сам, с помощью своего воображения. Он не просто пассивно слушает, он работает. Слушание – это процесс активный, созидательный, творческий. В отличие от просмотра мультфильма, например, во время просмотра которого ребенок не прикладывает никаких усилий, просто получая уже готовый, придуманный кем-то другим, образ. И, в то же время, слушание чтения вслух процесс достаточно утомительный, сразу это умение не придет, ему нужно учиться постепенно, с раннего детства.

Откройте книгу!
Для развития человека очень важно уже то, что ему читают в детстве родители. Все зависит от семьи, ведь, если там читают взрослые, то и дети будут читать, а, если не читают... Частенько к психологам приходят родители и жалуются, что их дети не читают, а те спрашивают, видел ли малыш маму или папу когда-нибудь с книжками? «Ну… - отвечают родители, – А, когда мне читать?» Согласитесь, трудно привить культуру чтения там, где ее не было и нет. Следовательно, надо начинать с себя, брать в руки интересную книгу и читать.

Главное - удовольствие
Даже, если в детской книжке есть только рисунки и нет текста, это не значит, что ее надо дать листать малышу и оставить его одного. Рассматривать вместе, это то же самое, что читать, и начинать можно с этого. Такой подход может стать и формой ненавязчивого обучения: «А найди-ка, сколько здесь кисок. А посчитай-ка их!». Затем, если на картинке много людей и предметов, крохе будет интересно следить за их изменениями от страницы к странице. Главное не переусердствовать, чтение должно остаться удовольствием.
Во время чтения мы только читаем, потому что больше ничего делать-то и невозможно. Так происходит полный контакт с ребенком. Во всех других способах общения есть лазейки, здесь нет. И это хорошо!

В книжке, как в жизни
Чтение несет еще и психотерапевтический эффект. Есть немало детских книг, описывающих различные житейские ситуации, создающие их модели. Например, книга «Веста Линнея и ее капризная мама» Туве Аппельгрен, история про девочку, которая ссорится с мамой. Почитайте эту книгу ребенку возраста героини, и понаблюдайте за его реакцией. Даже самые сказочные сюжеты книг способны подсказать и взрослым, и детям выход из жизненных ситуаций.

Или описания самых реальных историй и примеры героев. Например, о том, как маленький герой справляется с ночными кошмарами. Ребенок ассоциирует себя с ним и учится тому же, одновременно понимая, что он не один такой и с этим можно справиться. Книжка, таким образом, выступает в роли терапевта, проводника к выходу из ситуации, по крайней мере, выявляя ее.

Кстати, именно психотерапевтический, успокоительный эффект чтения заставляет детей просить читать им по многу раз одно и то же. Им очень нравится, что они знают, что будет дальше. Знакомая книжка дает малышам чувство надежности мира, даже ощущение некой власти над обстоятельствами, уверенности в своих силах. Чем чаще мы читаем ему одно и тоже, тем более ребенок чувствует себя сильным и ощущает мир вокруг стабильным. А это весьма важный психологический фактор для дальнейшего развития. И попробуй родитель ошибись! Тебя тут же поправят. Поэтому читайте, повторяйте, пока внимательным слушателям не надоест. Этим тоже чтение закладывает важный психологический ресурс на будущее.