понедельник, 14 декабря 2015 г.

О компьютерах и цифровых гаджетов

Наши дети лучше справляются с компьютером, чем с собственными шнурками. Бить тревогу или радоваться? Мы решили найти ответ на этот вопрос и заодно выяснить, как воспитать гармоничную личность в современном мире.



В наше время у специалистов − ученых, психологов, специалистов по детскому развитию – нет единого мнения по этому вопросу. Всего каких-нибудь десять лет назад большинство педагогов было уверено, что видеоигры вредны, а сегодня опубликованы результаты экспериментов, в ходе которых выяснилось, что видеоигры помогают развить зрительное внимание, память, воображение и стратегическое мышление, привить навыки планирования. Доказано, что компьютерные игры, в которых участвуют и руки, и глаза, улучшают координацию, помогая детям быстрее понять, что вокруг них происходит, и быстрее на это отреагировать. Но врачей и родителей по-прежнему пугает рост числа детей, ведущих почти исключительно сидячий образ жизни. Врачи предупреждают: возраст от рождения до школы − самый важный момент для приобретения основных двигательных навыков; многочасовое сидение перед телевизором или компьютером в этом возрасте может иметь необратимые последствия. Может быть, родителям следует сконцентрировать внимание на том, чтобы развить силу, гибкость, ловкость малыша, его моторику, а освоение компьютера отложить до начальной школы? Французская ассоциация педиатров рекомендует родителям придерживаться «правила 3-6-9-12». Его автор, психиатр и психоаналитик Серж Тиссерон, считает: «Компьютерные технологии рассчитаны на взрослый мозг. У ребенка мозг только формируется, он еще не в силах одновременно познавать мир реальный и виртуальный».


Татьяна Бедник, клинический психолог, психотерапевт:
Да, действительно, существуют исследования, подтверждающие благотворное влияние компьютерных игр на когнитивное развитие ребенка. Но не будем забывать, что память, внимание, зрительно-моторная координация – это лишь отдельные аспекты психического развития человека. Не менее значимыми являются и такие аспекты, как речевое, эмоциональное, физическое развитие, коммуникативные способности и пр. Компьютерные игры этому никак не способствуют, в отличие от живого общения с близкими и сверстниками. Кроме того, для развития творческого мышления и той же мелкой моторики куда полезней для ребенка самому мастерить, клеить, лепить, чем составлять из заданных деталей что-то в компьютерной игре. Там полет фантазии строго ограничен. Конечно, все это вовсе не означает, что надо категорически запрещать детям пользоваться компьютером. Мне кажется, вообще не надо придавать какой-то особый статус компьютеру дома. К нему следует относиться как к любому другому прибору, облегчающему нам жизнь. Это просто инструмент, которым мы пользуемся по мере необходимости. Для ребенка дошкольного возраста на первом месте по важности было и остается общение с близкими людьми. Если компьютерная игра – повод для этого общения (с ребенком надо обсуждать, что он делает, что происходит в игре и т.п.), то ничего страшного в этом нет. Если же компьютер заменяет общение с родителями (что чаще и бывает, сами родители сажают малыша за компьютер, чтобы он им не мешал), то это плохо. А если родители часто прибегают к такому способу «нейтрализации» ребенка, то это совсем плохо. Потому что привыкание развивается быстро, и потом вернуть ребенка в реальную жизнь сложно. Такой ребенок, как правило, не умеет себя ничем занять, сам играть. Более того, если ребенок продвинут в компьютерной технике, но при этом не умеет выстраивать отношения с детьми и со взрослыми, он «обречен» на большие проблемы в школе.

Правила 3-6-9-12:
До 3 лет – минимум телевизора и компьютера. Ребенку необходимо трогать, нюхать, ощупывать, то есть активно стимулировать все пять органов чувств. Сидение перед экраном телевизора (в том числе просмотр специальных детских передач) не должно мешать непрерывному процессу активного познавания мира.

До 6 лет – никаких приставок. Пусть ребенок лучше раскрашивает, вырезает, лепит, собирает мозаику, учится играть на пианино или ксилофоне. Развитие мелкой моторики необходимо, чтобы активизировать связи между разными зонами мозга.


До 9 лет – Интернет только вместе с взрослыми. В начальной школе большинство детей, предоставленных самим себе, не знают, чем себя занять. Поэтому худшее, что мы можем сделать, – оставить их наедине с экраном.


Только после 12 лет – Интернет без сопровождения взрослых.