четверг, 28 января 2016 г.

Здоровье будущего школьника

Задумываясь о поступлении ребенка в  школу, обычно говорят о психологической готовности и уровне интеллектуального развития. Но никак не менее, а возможно, и более важным является состояние здоровья будущего первоклассника.



Начинаем готовиться

Именно от уровня здоровья во многом зависит выбор школы и учебной программы, скорость и качество адаптации в новом коллективе и то, как ребенок будет справляться с повышением нагрузки (физической, интеллектуальной и эмоциональной). В зависимости от того, в какое время года родился ребенок, он может пойти в школу раньше (чуть старше шести с половиной лет) или позже (в семь и старше). При этом за год до планируемого поступления многие родители предпочитают в течение года водить ребенка на подготовительные занятия. То есть уже в пятилетнем возрасте нужно взвешенно решить, когда идти в школу, приступить к занятиям. А это означает, что вопросы, связанные со здоровьем, к этому времени желательно решить.

В 5 лет ребенку обязательно нужно пройти обследование у всех врачей-специалистов. Причем родителям следует отнестись к нему не формально, а очень серьезно и постараться скорректировать какие-либо проблемы со здоровьем, если они обнаружатся, до начала учебы в школе. Основные аспекты, на которые нужно обратить внимание и которые будут подвергаться наиболее серьезной нагрузке в школе: зрение, здоровье позвоночника, здоровье ЛОР органов, нервная система, здоровье желудочно-кишечного тракта и в целом иммунитет ребенка.

Зрение
В 5 лет офтальмолог оценивает остроту зрения ребенка и цветовое восприятие. Наиболее распространенной проблемой является близорукость. Ее причинами может быть наследственная слабость аккомодации (способности хрусталика изменять свою кривизну, что необходимо при рассматривании предметов вблизи), бесконтрольный просмотр телевизора (по нескольку часов подряд) и увлечение компьютерными играми. Если врач поставил ребенку диагноз «близорукость», к нему следует отнестись крайне серьезно, так как ухудшение зрения может происходить довольно стремительно, тем более что зрительная нагрузка у старших дошкольников в современном мире солидная. Однако, выполняя все рекомендации врача, проблему можно скорректировать.

В первый год обучения в школе важно по минимуму нагружать ребенка дополнительными нагрузками. Ему необходимо время на адаптацию к учебе.

  • Регулярно делать лечебную гимнастику для глаз (которая поможет улучшить аккомодацию).
  • Соблюдать так называемый «зрительный режим»: как можно меньше напрягать глаза в течение дня, не сидеть больше 30 минут в день перед монитором или экраном, постоянно следить за тем, чтобы ребенок играл в хорошо освещенном месте.
  • Давать ребенку много двигаться: при кажущемся отсутствии связи недостаток физической активности во многом способствует близорукости.
  • Следить за тем, чтобы ребенок не поднимал тяжестей.
  • При необходимости врач назначит коррекцию (подберет очки) или медикаментозную поддержку (комплексы витаминов, капли и т. п.).
  • Если отклонений не выявлено, нужно уделить внимание профилактике.
  • Не разрешать смотреть телевизор или читать лежа, при плохом освещении. Смотреть телевизор максимум 30–40 минут в день, выбирать программы по возрасту.
  • Укреплять зрение и глазные мышцы. По 1–3 минуты несколько раз в день выполнять упражнение: нарисовать на оконном стекле кружочек и попеременно фокусировать взгляд то на нем, то смотреть вдаль.
Осанка
Наиболее частые диагнозы при осмотре хирургом-ортопедом в пятилетнем возрасте – начинающееся плоскостопие и вялая осанка (ребенок сутулится, не может долго удерживать спину в ровном положении, наблюдаются признаки различных искривлений позвоночника). Причиной вялой осанки может быть врожденная слабость соединительной ткани (соединительнотканная дисплазия), которую корректируют при помощи регулярного выполнения комплекса упражнений лечебной физкультуры (врач может порекомендовать посещение группы ЛФК), выполнения рекомендаций ортопеда по правильному положению тела во время ходьбы и сидения, укрепления мышц спины (зарядка, плавание). Плоскостопие также корректируется с помощью индивидуально подобранного комплекса упражнений и специализированной обуви. Спать дошкольнику и младшему школьнику нужно на жесткой постели, лучше всего на ортопедическом матрасе.

ЛОР-заболевания
Частые простуды, ОРВИ, грипп – самая распространенная проблема среди дошкольников и младших школьников. Сами по себе такие заболевания, как правило, неопасны, но при частом повторении могут вызывать достаточно серьезные осложнения. Наиболее типичные сопутствующие заболевания, которые чаще всего возникают как раз у детей дошкольного возраста:
  • Аденоиды (разрастание носоглоточной миндалины, вызывающее затруднение дыхание, иногда снижение слуха, кашель);
  • Синуситы (воспалительный процесс в пазухах носа);
  • Повторяющиеся отиты (воспалительные процессы в ухе могут возникать в том числе и с увеличением миндалин);
  • Хронический тонзиллит (длительное воспаление глоточных и нёбных миндалин, сопровождающееся болью в горле).
Родителям важно помнить о том, что существуют безоперационные методы лечения всех этих заболеваний. Хирургическое лечение врачи рекомендуют только при неэффективности консервативной терапии. Сегодня методик существует много: санация пазух и носоглотки методом перемещения по Proetz, промывание лакун миндалин растворами антисептиков, продувание слуховых труб. В качестве восстановления слизистой ЛОР-врачи рекомендуют лазеротерапию, электрофорез, различные виды токов.

Причины частых простудных заболевания: сниженный иммунитет слизистых в условиях плохой экологии города, отсутствие у детей «закалки» – способности адаптироваться к перепаду температур. Лучшая профилактика любых простуд – прогулки в любую погоду в одежде, пригодной для активного движения. Существует прекрасный способ разорвать порочную связь «промочил ноги – заболел». С 4 лет можно приучить ребенка вместе с прочими гигиеническими процедурами самостоятельно мыть ноги с мылом до колен – вначале водой 37˚, затем каждый день-два снижая ее на градус и постепенно доведя до холодной (14˚). Намылить и смыть мыло – такая процедура позволяет выдержать нужное время в холодной воде. Затем надо тщательно вытереть ножки и надеть на ребенку носочки. Если делать это каждый день, эффект закаливания будет действительно ощутимым.

Неврология
На приеме у невролога важно подробно рассказать обо всех проблемах, которые беспокоят родителей.
  • Ребенок чрезвычайно возбудимый, активный (ему сложно сосредоточиться, усидеть на месте).
  • Ребенок, напротив, вялый, мало интересуется общением с другими детьми, испытывает проблемы адаптационного плана (ему сложно общаться со сверстниками, взрослыми, воспитателями в детском саду).
  • Есть проблемы с речью (запинается, заикается, путает слова).
  • Нарушен сон (плохо засыпает, беспокойно спит, по ночам снятся кошмары).
  • Присутствуют какие-либо навязчивые привычки (грызет ногти, теребит волосы) или тики (в определенных ситуациях бывают подергивания века, губ).
Каждая проблема требует индивидуального подхода и решения: это могут быть общие рекомендации по режиму дня и питанию, обследование и дальнейшая работа с детским клиническим психологом, медикаментозная терапия. Врач-невролог даст заключение о лабильности психики, силе или слабости нервной системы. Поступление в школу и первый год обучения всегда связаны со стрессом для ребенка, поэтому, если проблемы не начинать корректировать заранее, в школе они имеют все шансы усугубиться.

Нарушения речи
В 5 лет ребенок обязательно должен быть осмотрен логопедом. Часто ребенок с нарушениями речи боится, что над ним будут смеяться, становится малоразговорчив, стесняется читать вслух, отвечать на уроках. Логопедические проблемы важно скорректировать до начала учебы в школе. Логопед может порекомендовать логопедический массаж, устные занятия (в группе, индивидуально и дома).