Художественно-эстетическое воспитание, как одно из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Этот возраст наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большем потенциалом фантазии, поэтому родители и педагоги заинтересованы в расширении этого потенциала, формировании и усовершенствовании уникальных детских способностей.
- Эстетическое развитие личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизнь. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту.
- Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей. Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись, скульптура. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Именно поэтому мы уделяем большое внимание художественно-эстетическому развитию своих воспитанников. Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей.
- Работа в детском саду строится в соответствии с требованиями комплексной образовательной программы.
- Одним из важных условий художественно-эстетического воспитания в нашем детском саду является правильная организация предметно-развивающей среды. В каждой группе организованы театрально-игровые пространства, центры изобразительной деятельности. Для занятий музыкой имеется музыкальный зал, костюмерная с театральным реквизитом для воспитателей.
- В Занятиях ИЗО дети занимаются продуктивными видами деятельности, готовят поделки для родителей, проводят коллективные, интересные творческие мероприятия.
- Эффективно используются пространства коридорных стен: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала. Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
- Музыкальное воспитание в детском саду призвано решать несколько основных задач. Во-первых, музыкальные занятия в детском саду благотворно влияют на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Музыкальная деятельность может быть самых разных видов – это помогает учесть возможности каждого ребенка. И, наконец, главная задача – общая духовная культура детей формируется именно на музыкальных занятиях в детском саду.
- Знакомство детей с народной культурой является первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих духовных ценностей. В нашем детском саду развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из основных направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника.
- Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
- Педагоги организовывают Настольный кукольный театр, в котором дети тоже принимают участия. Это помогает им почувствовать себя в центре творческого процесса.
- Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в трех направлениях: специально организованное обучение; совместная деятельность педагогов и детей; самостоятельная деятельность детей. Только креативный педагог сможет развить в ребенке интерес к творческой деятельности. Наши педагоги – люди творческие, они не только придумывают сценарии и декорации спектаклей, костюмы персонажей, но и приобщают детей к этому творческому процессу.
- “ Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”- В.А. Сухомлинский. Изобразительное искусство и художественная деятельность Все дети талантливы, поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами.
- Рисование в детском саду это целенаправленное действие, затрагивающим многие аспекты воспитания и образования ребенка. Во первых – помимо уже знакомых карандашей, дети осваивают различные техники рисования в детском саду. С помощью красок ребенок учится передаче формы и цвета предмета. Усложнение техники рисования в детском саду карандашом позволяет более детализировать рисунки, научиться выделять части предмета.
- Аппликация в детском саду и другие техники изобразительной деятельности также решают различные педагогические задачи. Изодеятельность в детском саду – это следующий шаг ребенка в изучении окружающего пространства. Чтобы рисунок был содержательным, ребенок учится оценивать сравнительную величину предметов, их положение относительно друг друга.